Статьи

Чем монтессори-группы 6-12 отличаются от традиционной школы?

«Начинающие» монтессори-родители часто задают нам вопрос: «Чем же конкретно монтессори-группы 6-12 отличаются от обычной школы?», ожидая ответа «по полочкам».
Основательница Sunrise Montessori School, Зарина Гаврикова, постаралась ответить на этот вопрос максимально развёрнуто.

Нет классно-урочной системы
В монтессори-группах нет разделения на отдельные предметы и уроки по 45 минут за партами. Вместо этого у ребят два монтессори-цикла по 2-3 часа в течение дня.
Ребёнок получает короткие ключевые уроки, работает самостоятельно, делает проекты, проводит эксперименты в лаборатории, может отдохнуть, если ему нужно, может сходить в творческую мастерскую и многое другое. Он не сидит на одном месте и не молчит, как в обычной школе, при этом он занят делом.

Роль взрослого в группе
Взрослый в монтессори-группе выполняет роль наставника и ментора. Он не является основным источником знаний, как в традиционной школе. Он учит ребёнка учиться самостоятельно, выступает в роли проводника в среде группы, помогает поддерживает, направляет.

Движение от общего к частному
В начале года монтессори-гид (ведущий группы) рассказывает ребятам 5 Больших историй, которые дают детям представление о глобальных процессах в мире: История о происхождении чисел, История о происхождении языков и т.д. Затем ребята начинают свои исследования, углубляясь в подробности, насыщая общую концепцию деталями.

Ключевые уроки и самостоятельная работа
Ключевые уроки в малых группах — это занятия по 15-20 минут на 4-5 человек, во время которых ведущий группы даёт детям новую тему. По итогам урока, дети получают задания для самостоятельной отработки. Ребёнок может попросить или придумать себе задания или проекты сам на основе пройденного материала. Он может выполнять их индивидуально или в малой группе. В наших группах собран богатый материал для самостоятельных исследований. Если ребёнку нужна поддержка, то для этого есть индивидуальные сессии с ведущим группы.

Индивидуальный подход
После Больших историй и ключевого урока, раздавая ребятам задания, монтессори-гид следует за интересом каждого ребёнка. Например, в Большой истории происхождения чисел одного ребёнка заинтересует математический аспект, другого — исторический, а третьего — географический. И каждый получит соответствующие задания и/или инициирует свой проект… Так, постепенно, формируется и наращивается индивидуальная траектория развития каждого ребёнка.

Индивидуальная траектория и планирование
Ведущий группы формирует свой план, опираясь на монтессори-программу и ФГОС. У каждого ребёнка своя траектория обучения, но обязательная часть программы есть для всех. Задача монтессори-гида отслеживать её усвоение.

Групповая работа и коммуникация
Любое живое исследование — это обмен идеями, информацией, мнениями и совместное выполнение задач. Мы поощряем групповые проекты, дискуссии и просто свободное общение ребят.
В один и тот же момент в одной части группы ребята индивидуально работают над прописями, в другой — делают проект о млекопитающих, а в лаборатории идёт занятие по газообразованию и вулканам. И всё это обычный день!

Обучение через опыт
Важное отличие монтессори-групп 6-12 в том, что в основе обучения лежит проживание учеником нового знания через опыт. Ребёнок не просто получает знание «в готовом» виде — он его извлекает из опытов, которыми полнится пространство группы. Дети ставят опыты в лаборатории и записывают свои наблюдения и выводы; они исследуют математические, языковые и другие законы и закономерности с помощью специальных монтессори-материалов (взрослый только помогает им в этом); биологию, ботанику, географию и многое другое дети постигают через собственный эксперимент и сначала анализируют сами, а потому уже обращаются к источникам — а не просто «запоминают пройденный материал».

Планирование
На ступени 6-9 монтессори-гид вкладывает много сил и времени, чтобы научить ребят самостоятельно планировать свои задачи, распределять их во времени, выделять важное и второстепенное и т.д.
В группе 9-12 ребёнок делает это уже самостоятельно: планирует, расставляет приоритеты.
На обеих ступенях есть регулярные встречи-рефлексии с ребёнком о его сложностях и успехах в планировании и реализации планов.

Контроль усвоения знаний
В отличии от обычной школы, у нас нет оценок. Но есть развёрнутая, качественная обратная связь от монтессори-гида ученику и совместная рефлексия, в ходе которой намечаются точки роста. Если по качеству выполнения заданий на отработку ведущий видит, что ребёнок недостаточно усвоил материал, то он даст ему дополнительные индивидуальные задания.
Обратная связь родителям поступает в виде еженедельных отчётов о том, чем занимались дети в течение недели и регулярных индивидуальных встреч с каждой семьёй о прогрессе ребёнка, раз в несколько месяцев.

Постепенный переход от сенсорики к абстракции
Развитие абстрактного мышления у детей младшего школьного возраста происходит постепенно, а не мгновенно 1 сентября в 1 классе. Поэтому в группе 6-9 дети пока ещё учатся в основном на монтессори-материалах — они могут «потрогать» математику, язык, естественные науки. Но они уже делают записи в тетрадях, постепенно переходят к абстрактным обозначениям, формулам и т.д. Постепенно монтессори-материалы вымещаются более традиционными пособиями и в группе 9-12 их уже гораздо меньше.