Существует стереотип, что в детском саду по системе Монтессори у детей нет возможности играть вместе: каждый сидит за своим столом с развивающими игрушками, а любое взаимодействие не поддерживается и даже пресекается.
У этого стереотипа есть некоторые основания: да, в монтессори-классе у ребёнка всегда есть возможность позаниматься самостоятельно. Для индивидуальных занятий есть небольшие столы, коврики и монтессори-материалы, с которыми ребёнок может долгое время заниматься один, глубоко погружаясь в процесс исследования и развивая свою концентрацию. Мы очень ценим такую возможность для каждого ребёнка, и всегда готовы поддержать его в этом.
Однако для детей не менее важно развитие социальной сферы. В разных возрастах эта потребность выражается по-разному, и занятия по методике Монтессори помогают реализовать её на каждом этапе.
Даже занятия для детей самого младшего возраста (в детско-родительской группе Parent-Infant или Нидо от 2-3 месяцев до 1,5 лет) включают в себя как самостоятельную свободную работу, так и совместный опыт. Во время чаепития дети наблюдают друг за другом, выбирают места за общим столом, по возможности передают друг другу тарелочки с едой, а во время музыкально-двигательного круга играют на музыкальных инструментах по очереди, слушая друг друга и передавая инструмент по кругу. Это ещё не детская социализация, но уже первые шаги (или «ползки») в её сторону.
В монтессори-группе тоддлер (от 1,5 до 2,5-3 лет) у детей появляются новые потребности и задачи. Появляется всё больше совместных активностей: мы вместе читаем книги, занимаемся творчеством, поём и танцуем. В этом возрасте дети учатся отстаивать свои границы и уважать границы других, а для этого необходимо договариваться. Готов ли другой ребёнок играть вместе или нужно подождать? Согласен ли он поменяться или ему важна именно эта игрушка?
В следующей группе монтессори-сада (от 3 до 6 лет) общение выходит на первый план: детям интересно делиться новостями и открытиями, заниматься вместе, договариваться об играх, помогать друг другу, обсуждать взаимоотношения, дружить, ссориться, мириться... И конечно, монтессори-педагоги поддерживают их в этом. В этой группе появляются уроки вежливости, занятия в мини-группах, сюжетно-ролевые игры, круги с обсуждением планов и насущных вопросов. Педагоги дают модель вежливого и уважительного общения друг с другом, а в конфликтных ситуациях выступают медиаторами: помогают договориться и совместно найти решение.
Метод Марии Монтессори гармонично сочетает в себе возможность работать самостоятельно и поддержку социального развития детей. Мы знаем, как важно детям общаться: только так они становятся взрослыми, которые слушают и слышат друг друга, умеют выражать свои чувства и договариваются словами.
У этого стереотипа есть некоторые основания: да, в монтессори-классе у ребёнка всегда есть возможность позаниматься самостоятельно. Для индивидуальных занятий есть небольшие столы, коврики и монтессори-материалы, с которыми ребёнок может долгое время заниматься один, глубоко погружаясь в процесс исследования и развивая свою концентрацию. Мы очень ценим такую возможность для каждого ребёнка, и всегда готовы поддержать его в этом.
Однако для детей не менее важно развитие социальной сферы. В разных возрастах эта потребность выражается по-разному, и занятия по методике Монтессори помогают реализовать её на каждом этапе.
Даже занятия для детей самого младшего возраста (в детско-родительской группе Parent-Infant или Нидо от 2-3 месяцев до 1,5 лет) включают в себя как самостоятельную свободную работу, так и совместный опыт. Во время чаепития дети наблюдают друг за другом, выбирают места за общим столом, по возможности передают друг другу тарелочки с едой, а во время музыкально-двигательного круга играют на музыкальных инструментах по очереди, слушая друг друга и передавая инструмент по кругу. Это ещё не детская социализация, но уже первые шаги (или «ползки») в её сторону.
В монтессори-группе тоддлер (от 1,5 до 2,5-3 лет) у детей появляются новые потребности и задачи. Появляется всё больше совместных активностей: мы вместе читаем книги, занимаемся творчеством, поём и танцуем. В этом возрасте дети учатся отстаивать свои границы и уважать границы других, а для этого необходимо договариваться. Готов ли другой ребёнок играть вместе или нужно подождать? Согласен ли он поменяться или ему важна именно эта игрушка?
В следующей группе монтессори-сада (от 3 до 6 лет) общение выходит на первый план: детям интересно делиться новостями и открытиями, заниматься вместе, договариваться об играх, помогать друг другу, обсуждать взаимоотношения, дружить, ссориться, мириться... И конечно, монтессори-педагоги поддерживают их в этом. В этой группе появляются уроки вежливости, занятия в мини-группах, сюжетно-ролевые игры, круги с обсуждением планов и насущных вопросов. Педагоги дают модель вежливого и уважительного общения друг с другом, а в конфликтных ситуациях выступают медиаторами: помогают договориться и совместно найти решение.
Метод Марии Монтессори гармонично сочетает в себе возможность работать самостоятельно и поддержку социального развития детей. Мы знаем, как важно детям общаться: только так они становятся взрослыми, которые слушают и слышат друг друга, умеют выражать свои чувства и договариваются словами.