Статьи

Система монтессори слишком свободная – у детей нет границ

Система Марии Монтессори позволяет детям самостоятельно выбирать для себя занятия, принимать решения о себе, договариваться без участия взрослых и многое другое делать не так, как принято в классической системе образования. Значит ли это, что монтессори-педагогика подразумевает вседозволенность и отсутствие границ?

В рамках метода Монтессори мы и правда много говорим о свободе. Но наше понимание свободы очень далеко от вседозволенности. В детском саду по методике Монтессори свобода всегда идёт рука об руку с саморегуляцией и понятными предсказуемыми границами.

В монтессори-классе работают простые правила, которых одинаково придерживаются и дети, и взрослые. Эти правила обеспечивают два базовых принципа – безопасность и уважение. Мы с уважением относимся к себе, друг к другу, окружающей нас среде – пространству, мебели, материалам.

Что помогает детям соблюдать правила без жёстких формулировок и наказаний?

  1. Ребёнок приходит в группу, в которой все уже следуют правилам. В процессе адаптации ребёнок ориентируется на монтессори-педагогов и на других детей, которые уже уверенно следуют сложившимся традициям.
  2. Все правила монтессори-школы и детского сада логичные, их легко можно объяснить ребёнку.
  3. Когда дети нарушают правила, мы не только останавливаем их, но и предлагаем допустимую альтернативу, которая поможет удовлетворить возникшую потребность.

Приведём некоторые примеры, чтобы разобраться, как работает баланс свободы и дисциплины в процессе монтессори-занятий.

  • Каждый может выбрать для себя материал или игрушку самостоятельно, но предварительно надо убедиться, что они сейчас свободны. Если хочешь присоединиться к работе другого ребёнка, необходимо спросить, можно ли это сделать. Место для занятия каждый тоже выбирает самостоятельно, но только если этот стол или коврик сейчас свободен.

  • Мы обращаемся друг к другу свободно, но спокойным тихим голосом, чтобы общаться было комфортно, и тогда, когда человек свободен, чтобы не нарушить его работу. Время для вопросов не ограничено искусственно, но есть естественные ограничения, обусловленные ситуацией.

  • Дети могут свободно перемещаться по монтессори-классу, когда им это нужно, но делать это безопасно для себя, окружающих и среды: шагом, не задевая друг друга и предметы.

  • Если ребёнок, к примеру, стучит посудой, мы сначала останавливаем его: “Стоп! Посуда хрупкая, мы не стучим посудой”. Затем предлагаем альтернативу: “Если хочешь стучать, можешь забивать колышки молотком или поиграть на барабане”.

Мария Монтессори называла свободу и дисциплину двумя сторонами одной медали. Настоящая дисциплина идёт изнутри, когда человек понимает, откуда берётся то или иное ограничение, и может реализовать свои потребности в соответствии с правилами. Проговаривая правила и естественные последствия, мы помогаем ребёнку разобраться, как устроена окружающая его реальность.

Будучи свободным в решениях, движении и деятельности, в детском саду по методу Монтессори ребёнок учится владеть своим телом и устанавливать взаимосвязи, развивает концентрацию и внимание, а это помогает ему понимать правила и следовать им.
Made on
Tilda