Статьи

Методика Монтессори – это только про мелкую моторику?

У многих система Марии Монтессори ассоциируется с занятиями мелкой моторикой: крупы, сортеры, нанизывания, вкладывания... Однако метод Монтессори намного глубже и шире.

Итак, из чего состоит методика Монтессори?

1. Подготовленный взрослый. Это человек, который наблюдает за развивающимися потребностями ребёнка и его растущими навыками, вовремя предлагая то, что поможет ребёнку на его текущей стадии развития. Основной принцип монтессори-педагогики: «Помоги мне сделать это самому». Именно в этом заключается основная роль взрослого, который своим примером демонстрирует ребёнку лучшие манеры и создаёт условия для успешной самостоятельной деятельности. В монтессори-педагогике взрослый следует за интересом и потребностями ребёнка, предлагая ему соответствующую деятельность.

2. Подготовленная среда. Мы создаём для ребёнка насыщенную доступную среду, которая будет поддерживать его всестороннее развитие. Подходящие по возрасту и навыкам материалы расположены на полках, и в рамках методики Монтессори дети сами выбирают то, что им сейчас актуально. Взрослый является посредником между ребёнком и средой и заботится о том, чтобы монтессори-среда способствовала естественному своевременному развитию.

3. Разновозрастная группа детей. Система Монтессори подразумевает, что в пространстве находятся дети разного возраста (от 1,5 до 3 лет, от 3 до 6, от 6 до 12). Это помогает развитию и старших, и младших детей. Для старших это возможность почувствовать себя уверенными и умелыми: они помогают младшим освоить новые навыки, показывают, как пользоваться материалами, транслируют правила и заботятся. Это прекрасная возможность для развития лидерских качеств и эмоционального интеллекта. А младшие в разновозрастной группе получают возможность опираться на наставников, которые уже прошли тот же путь. Порой презентацию от более старшего одногруппника дети принимают с большей охотой, чем от взрослого. Они слушают более сложную речь, видят, как ловко двигаются дети, которые близки к ним по пропорциям и комплекции, наблюдают за их сосредоточенной работой. И, конечно, хотят так же!

А какие материалы предлагают детям в монтессори-саду? Для младших детей организованы зона сенсомоторики, зона крупных движений, зона упражнений практической жизни, зона оставления следа и зона развития речи. И да, в зоне сенсомоторики можно найти вкладывания, нанизывания, сортеры, пазлы, перекладывания, пересыпания – всё то, что способствует развитию мелкой моторики, координации, концентрации. Но в других зонах мы найдём и снаряды для развития крупной моторики: балансиры, ортопедические кочки и коврики, тоннели, лестницы или спортивные комплексы. А также в монтессори-группе всегда есть материалы и занятия, направленные на определение постоянства предметов, на развитие самостоятельности и субъектности, на обучение бытовым навыкам и заботе – о пространстве, о растениях, о себе и друг о друге.

Для более старших детей в монтессори-классе есть множество материалов, направленных на развитие академических навыков и получение знаний о мире: математика, письмо, чтение, растения, животные, история, космос и многое другое – переплетённое и связанное.

Так о чём же система Монтессори? О жизни, о взаимосвязях, об умении опираться на себя в принятии решений, о своевременном развитии и учёте потребностей и интересов каждого. Входят ли в это занятия мелкой моторикой? Безусловно! Но также входят и другие аспекты жизни во всём её многообразии.