Можно найти много информации о том, что Мария Монтессори создавала свою систему для детей с особенностями развития. Давайте разберёмся, как развивалась методика и кому она подходит сейчас.
Мария Монтессори обучалась сначала техническим наукам, потом – естественным, и после этого пришла к медицине. В университете Мария изучала психиатрию и педиатрию, а после завершения стала одной из первых женщин-врачей в Италии. Она работала ассистенткой в университетской клинике, вела частную врачебную практику, а затем вместе с коллегой возглавила психиатрическую клинику в Риме.
В это время Мария Монтессори много наблюдала за детьми с особенностями развития: посещала приюты, работала с ними в частной практике и в клиниках. Её стала интересовать не только медицинская, но и педагогическая составляющая этой работы. Она изучила труды Эдуарда Сегена и Жана Итара и прониклась ими настолько, что создала собственную систему обучения детей с особыми потребностями. Эта методика оказалась очень успешной, и воспитанники Монтессори сдавали экзамены вместе с нейротипичными детьми начальной школы, получая более высокие результаты.
Когда в Риме был создан Ортофренический институт для подготовки учителей, Мария Монтессори стала одной из его директоров. Проработав там два года, она усовершенствовала свою систему, добавив новые идеи и наблюдения.
Убедившись, что система научной педагогики неизменно даёт устойчивые результаты, Мария Монтессори решила применить её и к детям, у которых не было диагнозов и нейроотличий. Она поступила на философский факультет, более глубоко изучила психологические дисциплины и начала адаптировать свой метод для детей, обучающихся в рамках общего образования.
В 1907 году в Сан-Лоренцо Мария Монтессори открыла первый «Дом ребенка» – детский сад для детей от 2 лет без особенностей развития. Далее в течение 45 лет Монтессори занималась педагогикой именно для таких детей (разного возраста и уровня подготовки). Она написала множество книг, обучала педагогов, читала лекции. Монтессори-педагогика стала методом, в рамках которого учителя поддерживали независимость детей и их уверенность в своих силах, помогали осваивать академические навыки, а также навыки коммуникации и заботы – об окружающем мире, друг о друге и о себе.
Работа Марии Монтессори с детьми с особенностями развития обогатила её опыт, помогла увидеть в каждом ребёнке индивидуальность со своими особенностями и потребностями, которые важно учитывать, создавая комфортную для обучения среду. Этот опыт помог ей создать методику, основанную на индивидуальном подходе и следовании за ребёнком – его интересами, потребностями и уникальными возможностями.
Сейчас монтессори-метод направлен на образование разновозрастных нейротипичных детей, однако практика наблюдения, динамичность среды и внимательность к потребностям ребёнка позволяет педагогам работать в самых разных направлениях. На базе монтессори-педагогики появилась и монтессори-терапия, которая позволяет чутко наблюдать за возможностями ребёнка и использовать метод для всех, кому необходимы доверие взрослых и поддержка в освоении новых навыков.
Мария Монтессори обучалась сначала техническим наукам, потом – естественным, и после этого пришла к медицине. В университете Мария изучала психиатрию и педиатрию, а после завершения стала одной из первых женщин-врачей в Италии. Она работала ассистенткой в университетской клинике, вела частную врачебную практику, а затем вместе с коллегой возглавила психиатрическую клинику в Риме.
В это время Мария Монтессори много наблюдала за детьми с особенностями развития: посещала приюты, работала с ними в частной практике и в клиниках. Её стала интересовать не только медицинская, но и педагогическая составляющая этой работы. Она изучила труды Эдуарда Сегена и Жана Итара и прониклась ими настолько, что создала собственную систему обучения детей с особыми потребностями. Эта методика оказалась очень успешной, и воспитанники Монтессори сдавали экзамены вместе с нейротипичными детьми начальной школы, получая более высокие результаты.
Когда в Риме был создан Ортофренический институт для подготовки учителей, Мария Монтессори стала одной из его директоров. Проработав там два года, она усовершенствовала свою систему, добавив новые идеи и наблюдения.
Убедившись, что система научной педагогики неизменно даёт устойчивые результаты, Мария Монтессори решила применить её и к детям, у которых не было диагнозов и нейроотличий. Она поступила на философский факультет, более глубоко изучила психологические дисциплины и начала адаптировать свой метод для детей, обучающихся в рамках общего образования.
В 1907 году в Сан-Лоренцо Мария Монтессори открыла первый «Дом ребенка» – детский сад для детей от 2 лет без особенностей развития. Далее в течение 45 лет Монтессори занималась педагогикой именно для таких детей (разного возраста и уровня подготовки). Она написала множество книг, обучала педагогов, читала лекции. Монтессори-педагогика стала методом, в рамках которого учителя поддерживали независимость детей и их уверенность в своих силах, помогали осваивать академические навыки, а также навыки коммуникации и заботы – об окружающем мире, друг о друге и о себе.
Работа Марии Монтессори с детьми с особенностями развития обогатила её опыт, помогла увидеть в каждом ребёнке индивидуальность со своими особенностями и потребностями, которые важно учитывать, создавая комфортную для обучения среду. Этот опыт помог ей создать методику, основанную на индивидуальном подходе и следовании за ребёнком – его интересами, потребностями и уникальными возможностями.
Сейчас монтессори-метод направлен на образование разновозрастных нейротипичных детей, однако практика наблюдения, динамичность среды и внимательность к потребностям ребёнка позволяет педагогам работать в самых разных направлениях. На базе монтессори-педагогики появилась и монтессори-терапия, которая позволяет чутко наблюдать за возможностями ребёнка и использовать метод для всех, кому необходимы доверие взрослых и поддержка в освоении новых навыков.